Вальс

Вальс

ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer) — парный танец в трехдольном размере (3/4, 3/8) и в умеренном темпе, для к-рого характерны подчеркивание 1-й сильной доли такта и фактурная формула в аккомпанементе "бас-аккорд-аккорд". Возник в 70-е гг. 18 в. в Юж. Германии и Австрии. Ведет происхождение от нар.-бытовых танцев, в т. ч. нем. лендлера, для хореографии к-рого типичны резкие скачкообразные движения. В бальном В. они трансформировались в легкие скользящие па. Разновидности В.: венский В. (5 тематически разных вальсовых разделов, обрамленных вступлением и заключением), франц. В. (3 раздела в разном темпе). Создатели венского В. — И. Ланнер, И. Штраус-отец и признанный "король венского вальса" И. Штраус-сын ("Сказки венского леса", "На прекрасном голубом Дунае", "Прощание с Петербургом" и др.).

В 19 в. В. культивируется композиторами-романтиками как пьеса лирико-поэтич. характера, становится средством портретной характеристики, канвой программной инструмент. пьесы. Получает также широкое распространение в опере, оперетте, балете 19—20 вв. (яркий пример — "Травиата" Верди, пронизанная вальсовым ритмом). Получили мировую известность В. Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Брамса. Фп. пьеса Вебера "Приглашение к танцу" (1819) открыла линию концертных В., продолженную Шопеном, Листом ("Мефисто-вальс"), в рус. музыке — Глазуновым и Рахманиновым (сюита для двух фп.). В. как часть симфонич. цикла впервые появляется у Берлиоза во 2-й части "Фантастич. симфонии" ("Бал"), далее — в симфониях Малера (в варианте лендлера). Симфонич. В. как самостоят. произв. встречается в музыке Сибелиуса ("Грустный В.") и Равеля (хореографич. поэма "В.").

В. в жизни рус. дворянства и разночинной интеллигенции 19 в. приобретает роль "знака" культуры (ср. известные описания балов в "Евгении Онегине" Пушкина или "Войне и мире" Л. Толстого). Близкий бытовому музицированию В. — излюбленный жанр Верстовского, Гурилева, Варламова, Алябьева и мн. др. композиторов. Лирико-психологич., поэтизированный фп. В.-миниатюру встречаем у Чайковского ("Сентиментальный В.", "Ната-В.", "Декабрь" и "Апрель" из "Времен года", В. из "Дет. альбома"), Балакирева ("Меланхолический В."), Скрябина (В. соч. 10 и 38, ряд прелюдий). Изысканные образцы салонного В. создает Рахманинов в своих фп. транскрипциях В. Фр. Крейслера ("Муки любви", "Радость любви"). В., воплощающий кукольно-игрушечные образы, пишут Лядов ("Куколки", "Муз. табакерка"), П. Чайковский ("Новая кукла"), Шостакович ("Танцы кукол"); созерцательным В. является 2-я ч. Шестой фп. сонаты Прокофьева.

Рус. симфонический В. ведет свою родословную от "В.-фантазии" и танцев из оп. "Руслан и Людмила" Глинки. У Чайковского В. — лирич. вершина балетов "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик" (В. цветов); в жанре В. написаны отд. части симфоний № 3, 5, 6 (оригинальный В. на 5/4), сюит № 2 и 3; вальсовый характер присущ гл. теме 1-й ч. симфонии № 4 и побочной партии 1-й симфонии № 5; В. — ритмич. основа мн. его романсов ("Средь шумного бала", "Растворил я окно", "День ли царит", "Песнь цыганки" и др.); В. объединяет драматургически разноплановую сцену бала в доме Лариных в опере "Евгений Онегин". Большое место занимает В. в симфониях, сюитах и балетах Глазунова, в музыке Прокофьева (Пушкинские В., 2-я ч. симфонии № 7, В. в балетах "Ромео и Джульетта", "Золушка", в опере "Война и мир"). Прекрасные В. создали Хачатурян (музыка к драме Лермонтова "Маскарад") и Свиридов (музыка к к/ф "Метель"). Трагич. трактовку В. находим во 2-й ч. "Симфонич. танцев" Рахманинова; пародийное использование В. дают Стравинский ("Петрушка", "История солдата") и Шостакович (В.-бостон во 2-й ч. фп. концерта № 1). Ритм В. характерен для многих популярных сов. песен, особенно воен. лет ("Играй, мой баян" Соловьева-Седого, "В землянке" Листова, "В лесу прифронтовом" Блантера, "Случайный В." Фрадкина и др.). Замечательные образцы песен-В. создал Дунаевский ("Лунный В.", "Заздравная", "Школьный В."). Значит. место занимает В. в отечественной киномузыке, в т. ч. в экранизациях произв. рус. классики (киномузыка И. Шварца, В. Овчинникова).

Лит.: Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936; Ивановский Н. П. Бальный танец XVI—XIX вв. М.; Л., 1948; Ауэрбах Л. Рассказы о Вальсе. М., 1980.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "Вальс" в других словарях:

  • вальс — вальс, а …   Русский орфографический словарь

  • вальс — вальс/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • вальс — а; м. [франц. valse] 1. Парный бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар; музыка этого танца. Танцевать, исполнять в. Закружиться в вихре вальса. Свадебный в. Вальс бостон. 2.… …   Энциклопедический словарь

  • ВАЛЬС — (франц. valse, от нем. Walzer). Род танца и музыка, написанная для этого танца, медленный (старинный) и скорый, венский. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛЬС немецкий танец, с очень ускоренным… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • вальс — valse f. <, нем. Walzer. 1. Парный танец трехдольного размера. Сл. 18.Танцовали и кадрили, и экосезы, и вальцы нет нужды, как: в селе и в Малороссии не льзя требовать Парижских, или Московских зефиров. ММ 4 29. По иностранному мы в вальсах… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • вальс — вальсок, вальсик Словарь русских синонимов. вальс сущ., кол во синонимов: 6 • бостон (6) • в …   Словарь синонимов

  • ВАЛЬС — (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец ( смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… …   Современная энциклопедия

  • ВАЛЬС — ВАЛЬС, вальса, муж. (франц. valse). 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием.» Грибоедов. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным… …   Толковый словарь Ушакова

  • вальс флёри — * valse fleurie. Цветущий вальс . Вальс цветов, с цветами. Репетицию начинаю с valse fleurie из Волшебного зеркала . М. Петипа 83 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Вальс — (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец ( смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВАЛЬС — ВАЛЬС, а, муж. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе. | прил. вальсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Вальс, Ravel. Репринтное нотное издание Ravel, Maurice "La valse" . Жанры: Waltzes; Dances; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For 2 pianos (arr); Scores featuring the piano; For 2 players; For… Подробнее  Купить за 1183 руб
  • Вальс, Op. 1, Скрябин Александр Николаевич. Репринтное нотное издание Scriabin, Aleksandr "Valse, Op. 1" . Жанры: Waltzes; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя… Подробнее  Купить за 459 руб
  • Вальс No. 6, М. Балакирев. Репринтное нотное издание Balakirev, Mily "Waltz No. 6" . Жанры: Waltzes; Dances; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… Подробнее  Купить за 459 руб
Другие книги по запросу «Вальс» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»